В большинстве случаев используют дорожные катки для выравнивания и уплотнения поверхности при строительных и асфальтировочных работах на дорогах и пешеходных зонах.
Виды дорожных катков
1. Сфера применения:
- Для грунта
- Для асфальта
2. В зависимости от веса:
- Легкие (до 4 тонн) для небольших площадей
- Тяжелые (более 4 тонн) для ремонта и строительства дорог
- Вес варьируется от 1 тонны (ручные) до 16 тонн (сверхтяжелые)
- Скорость перемещения от 2 до 5 км/ч, иногда до 12 км/ч
3. Тип рабочего элемента:
- Гладкие вальцы
- Решетчатые
- Кулачковые
- Пневматические
- Комбинированные
4. Принцип работы:
- Статические (давление благодаря массе)
- Вибрационные (уплотнение за счет вибраций)
5. Количество вальцов:
- Одновальцовые - для легкого уплотнения
- Двухвальцовые - для асфальта, менее маневренные
- Трехвальцовые - для финального выравнивания
6. Способ передвижения:
- Ручные - для мелких работ
- Прицепные - в сочетании с трактором
- Самоходные - с двигателем и трансмиссией, до 5 км/ч
Для безопасности и комфорта оператора дорожные катки могут быть оснащены:
- Бульдозерным отвалом
- Кулачковым бандажом
- Устройством для обработки кромки
- Системами контроля качества уплотнения
- Защитой от опрокидывания и другими опциями.
Масса дорожных катков
При подборе асфальтового катка следует уделить особое внимание весовому показателю. Этот показатель напрямую влияет на функциональные способности машины. Масса катка влияет на степень уплотнения основы, так как именно вес определяет эффективность уплотнения. Важно помнить, что большой вес оборудования приводит к увеличению потребления топлива и снижению его маневренности. На рынке представлены катки, чей вес колеблется от 6 до 10 тонн.
Кроме того, при выборе асфальтоукладчика важно принимать во внимание тип используемого дорожного материала, будь то асфальтобетон, щебень или песчано-гравийная смесь, так как эти материалы различаются по своим прочностным характеристикам.
Детальный выбор вибрационного дорожного катка (вибрационного уплотнителя)
При подборе вибрационного уплотнителя необходимо учитывать технические характеристики, обеспечивающие желаемое качество уплотнения:
- Для обеспечения однородности уплотненной поверхности целесообразно применять катки комбинированного типа. Они не повреждают структуру грунта и предотвращают неправильное уплотнение.
- Двухвалковые катки предпочтительны для уменьшения степени уплотнения поверхности дорог. Использование тяжеловесных катков способствует ускорению строительства и увеличению плотности покрытия.
Выбор оборудования также зависит от толщины уплотняемого слоя, что определяет массу валика, а также амплитуду и частоту вибрации. При толщине слоя до 60 мм рекомендовано использовать легкий вибрационный валик с амплитудой 0,35-0,60 мм и массой 2-6 тонн, что предотвратит неровности и повреждения наполнителя. Для слоев свыше 100 мм подходят катки большего и среднего размера с амплитудой до 1,0 мм и массой 6-10 тонн.
Тип дорожного покрытия определяет следующее оборудование для уплотнения:
- На федеральных и международных трассах первого и второго уровней используются мощные вибрационные катки. Для дорог третьего уровня подойдут катки с гибким валиком весом около 3 тонн.
- Для цементобетонных покрытий применяют тандемные вибрационные катки с приводными шинами.
- На асфальтобетонных покрытиях выбор падает на приводные вибрационные катки.
- Для глубокого уплотнения подойдет мощный вибрационный каток с низкой скоростью, для поверхностного уплотнения лучше использовать статические катки.
- В случае ремонта дорог оптимальным выбором будет статический каток.
В зависимости от типа уплотняемого материала рекомендуются различные катки:
- Для уплотнения крупного щебня подойдет тяжелый каток, обеспечивающий интенсивное перемещение материала.
- Для глинистых грунтов предпочтительнее грунтовые катки.
- При работе с смесями целесообразно использовать вибрационные валики для равномерного распределения наполнителя.
- Для достижения однородного уплотнения подходят пневматические катки или вибрационные катки с колесным приводом.